В России становятся все более популярными "черные пятницы" и "дешевые понедельники". Кризисное время - благоприятная почва для различных акций и распродаж.
Киберпонедельник 2015 – реально больших скидок нет
Третий в истории России «Киберпонедельник», проходящий на фоне экономического кризиса, вызвал скептические отзывы покупателей и экспертов, однако интернет магазины отмечают заметный рост продаж. В понедельник в Рунете проходит «Киберпонедельник» — акция распродаж в российских интернет магазинах, своеобразный аналог всемирной «черной пятницы». Онлайн ритейлеры снижают цены на ряд товаров, чтобы обеспечить скачок продаж в период затишья после зимних праздников.
Ассоциация компаний интернет торговли (АКИТ) провела первый «Киберпонедельник» в 2013 году. Тогда в мероприятии приняли участие только шесть магазинов: Wikimart, Enter.ru, Белый ветер, М.Видео, Эльдорадо и Десятое измерение. Уже через год в акции официально приняла участие 51 компания, а распродажи прошли более чем в 100 онлайн магазинах. Видеоорреспонденты «Газеты.Ru» просмотрели самые «горячие» предложения среди товаров, относящихся к группе «потребительская электроника», в рамках «Киберпонедельника».
Первое впечатление: ритейлеры решили сделать скидки или на уже не новые модели, или на товары, не пользующиеся большой популярностью, или скорректировать цены с конкурентами. Так, например, одно из самых интересных предложений среди смартфонов в интернет магазине Ozon.ru — смартфон HTC One Dual Sim, Black (модель 2013 года) продается за 17 150 руб. (старая цена 24 500). При этом в Евросети, которая в акции не участвует, он стоил и стоит 20 990 руб. В М.Видео в рамках акции представлены всего три не самых популярных на рынке смартфона: Prestigio MultiPhone 3450 Duo Black (3 990 руб.), Alcatel IDOL ALPHA Slate (8 990 руб.), Alcatel IDOL ALPHA Soft Gold (8 990 руб.) с дисконтом от прежней цены в 800, 3 000, 3 000 рублей соответственно. Отметим, что в магазине компании Мегафон, не участвующей в акции, смартфон Alcatel One Touch Idol Alpha Slate стоит 7 990 без всякого дисконта.
Наиболее выгодные и интересные предложения «Киберпонедельника» связаны с техникой Apple, например, iPhone 5s 16 GB за 30 тыс. в Юлмарте или Apple iPad mini 16 GB Wi-Fi за 10 тыс. в Media Markt. Планшет же Sony XperiaZ3 Tablet Compact SGP621 16GB, который в том же Media Markt предлагают за 23 699 руб. с дисконтом 1 550 руб., уже не является уникальным предложением. За примерно такую же цену его продают и несколько других интернет магазинов.
Причина таких сомнительных скидок состоит в том, что ни у российских продавцов, ни у покупателей еще не сформировалась некая культура распродаж. Ритейлеры скорее манипулируют словом «распродажа», нежели дают реальную возможность купить товар по бросовым ценам, считает инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин. Ситуация усугубилась после ослабления рубля, убежден он.
«Российский «Киберпонедельник», на мой взгляд, скорее пародия на американский аналог», скептически отмечает Курамшин. «Реально больших скидок нет, либо «сливается» залежалый товар, не пользующийся особым спросом, либо скидки делаются на товары с заранее завышенными ценами, то есть распродажа позволяет купить товар по реальной цене».
Сами организаторы «Киберпонедельника» признают, что стоимость товаров со скидкой во многих магазинах — участниках акции соизмерима со стоимостью тех же товаров без скидки во втором полугодии 2014 года.
«В связи с падением курса рубля по отношению к доллару и евро многие крупные производители вынуждены корректировать отпускные цены. Ритейлеры также меняют стоимость своих товарных предложений по мере истощения складских запасов. Пополнение складских запасов традиционно происходит в январе, после периода новогодних праздников, и многие товары были закуплены уже по новому курсу.»
В декабре 2014 года рост продаж составил до 50%, что также ускорило процесс обновления складских запасов по новым закупочным ценам», — поясняется на официальном сайте мероприятия.
Тем не менее ритейлеры отмечают увеличение продаж в рамках «Киберпонедельника» по сравнению с обычными днями — так, в магазинах компании Связной оно составило 70% в рублях уже утром понедельника.
«Результат несколько скромнее, чем для BlackFriday, однако он полностью соответствует нашим ожиданиям и даже превосходит их», — рассказала «Газете.Ru» PR-директор группы Связной Мария Заикина. В данном случае важно учитывать сезонный фактор: январь традиционно является месяцем, в котором активность покупателей ниже, чем в «пиковом» декабре. Кроме того, стоит учитывать, что в ноябре 2014-го на обычную активность наложился и ажиотажный спрос, поскольку многие клиенты ожидали подорожания товаров из-за девальвации рубля, подчеркнула она.
«Я бы не стал ожидать некоего бума, как это было в декабре, когда покупатели сметали буквально все на фоне всеобщей паники. Кроме этого, отмечается снижение продаж сильнее прогнозов, что свидетельствует о значительном падение спроса», — прогнозирует Шамиль Курамшин.